Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам среднего профессионального образования - программам подготовки специалистов среднего звена

О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ПРОГРАММАМ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

 

ОДОБРЕНО Ученым советом СПбУТУиЭ Протокол № 3/1/20 от 30 сентября 2020 года

УТВЕРЖДЕНО Ректором СПбУТУиЭ  от 30 сентября 2020 года  Смешко О.Г.

l. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящий стандарт системы менеджмента качества «О порядке организации и осуществлении  образовательной деятельности по программам среднего профессионального образования - по программам подготовки специалистов среднего звена» регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования - программам подготовки специалистов среднего звена, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в частном образовательном учреждении высшего образования «Санкт-Петербургский  университет технологий управления и экономики» (далее — университет), a также в его региональных институтах и филиалах.

1.2. Организация и осуществление образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования в университете и его региональных институтах и филиалах осуществляется в соответствии с документами:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 г;
  • Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.08.2020 г. № 441 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 г. № 464»;
  • Приказ Минобрнауки России / Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 885/390 «О практической подготовке обучающихся»;
  • Приказ Минобрнауки России от 16.08.2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ»;
  • Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» с изменениями и дополнениями.
  • Разъяснения Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» разработчикам основных профессиональных образовательных программ о порядке реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования;
  • Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессиональные образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (Письмо Минобрнауки России от 19.12.2014 № 06-1225);
  • Методические рекомендации по организации учебного процесса по очно-заочной и заочной формам обучения в образовательной организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (письмо Минобрнауки России от 20.06.2015 г № 06-846).
  • Локальные нормативные акты университета.

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Формы получения обучающимися образования и формы обучения по образовательным программам среднего профессионального образования определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Обучение в форме самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательной организации.

2.2. К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования.

Получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно.

2.3. Сроки получения среднего профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся устанавливаются в соответствии с нормативными сроками, определяемыми федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по соответствующим специальностям.

2.4. Содержание среднего профессионального образования по каждой специальности определяется образовательными программами среднего профессионального образования и обеспечивает получение квалификации.

                      

2.5. Требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения образовательных программ среднего профессионального образования определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.

2.6. Университет и его структурные подразделения самостоятельно разрабатывают и утверждают образовательные программы среднего профессионального образования в соответствии со стандартом университета  «О разработке основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена».

Образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) разрабатываются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по соответствующим специальностям среднего профессионального образования и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ при наличии.

Образовательные программы среднего профессионального образования, реализуемые на базе основного общего образования, разрабатываются на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования и федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования с учетом получаемой специальности среднего профессиональные образования.

При реализации образовательной программы среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ на базе основного общего образования учитывается получаемая специальность среднего профессионального o6paзования соответствующего профиля профессионального образования.

2.7. При реализации образовательных программ среднего профессионального образования могут использоваться сетевые формы их реализации, различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

При реализации образовательных программ среднего профессионального образования может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.

Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психологическому здоровью обучающихся запрещается.

2.8. Образовательная программа среднего профессионального образования включает в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы, рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы.

Учебный план образовательной программы среднего профессионального образования определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности обучающихся и формы их промежуточной аттестации.

Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы разрабатываются и утверждаются образовательной организацией с учетом включенных в примерные образовательные программы среднего профессионального образования примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы.

2.9. Образовательная программа среднего профессионального образования предусматривает проведение практики обучающихся. Образовательная деятельность при освоении образовательных программ среднего профессионального образования или отдельных компонентов этих программ организуется в форме практической подготовки.

 Практика по образовательным программам среднего профессионального образования в университете, региональных институтах и филиалах проводятся в соответствии с Положением о практической подготовке обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования. Программы практик разрабатываются и утверждаются университетом, региональными институтами и филиалами университета с учетом специфики региона, в котором реализуется специальность среднего профессионального образования.

2.10. Университет и его региональные институты и филиалы ежегодно обновляют образовательные программы среднего профессионального образования с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологии и социальной сферы.

2.11. B университете и его региональных институтах и филиалах образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации.

2.12 Образовательная деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования организуется в соответствии c утверждёнными учебными планами, календарными учебными графиками, рабочими программами воспитания и календарными планами воспитательной работы, в соответствии с которыми университет и  его региональные институты и филиалы составляют расписание учебных занятий по каждой специальности среднего профессионального образования и форме обучения.

2.13. В университете и его региональных институтах и филиалах получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением обучающимися среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования.  Период освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), необходимых для получения обучающимся среднего общего образования в течение срока освоения образовательной программы определяется образовательной программой.

Обучающиеся, получающие среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена, осваивают профессию рабочих, (одну или несколько) в соответствии с перечнем профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках образовательной программы среднего профессиональном образования, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по специальности среднего профессионального образования.

По результатам освоения профессионального модуля образовательной программы среднего профессионального образования, который включает в себя проведение практики, обучающийся получает свидетельство о профессии рабочего, должности служащего. Присвоение квалификации по профессии рабочего, должности служащего проводится с участием работодателей.

2.14. При получении среднего профессионального образования в соответствии с индивидуальным учебным планом сроки получения образования могут быть изменены с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Лица, имеющие квалификацию по профессии среднего профессионального образования и принятые на обучение по программам подготовки специалистов среднего звена по специальностям среднего профессионального образования, соответствующим имеющейся у них профессии, имеют право на ускоренное обучение по таким программам в соответствии с индивидуальными учебными планами.

Обучение в университете и его региональных институтах и филиалах по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами университета.

2.15. Образовательный процесс по образовательной программе делится по периодам обучения: учебным годам (курсам), периодам обучения - семестрам (2 семестра в рамках учебного года (курса)).

2.16. Учебный год по образовательным программам среднего профессионального образования начинается:

  • по очной форме обучения первый и последующие курсы – 1 сентября,
  • по заочной форме обучения может переноситься не более чем на три месяца, ежегодно устанавливается приказом ректора, и заканчивается в соответствии с учебным планом соответствующей образовательной программы.

2.17. Календарный учебный график на каждый учебный год по очной и заочной формам обучения утверждается ректором до начала учебного года.

2.18. В процессе освоения образовательных программ среднего профессионального образования обучающимся предоставляются каникулы.

Продолжительность каникул, предоставляемых обучающимся в процессе освоения ими программ подготовки специалистов среднего звена, составляет от восьми до одиннадцати недель в учебном году, в том числе не менее двух недель в зимний период.

Обучающимся по образовательным программам среднего профессионального образования после прохождения государственной итоговой аттестации предоставляются по их заявлению каникулы в пределах срока освоения соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования, по окончании которых производится отчисление обучающихся в связи с получением образования.

2.19. В соответствии с учебными планами и календарными учебными графиками до начала периода обучения составляется расписание учебных занятий на соответствующий период обучения.

Расписание составляется по принципу 1-ой (первой) и 2-ой (второй) недели.

В расписании должна содержаться полная информация о времени, месте и виде занятий для каждого курса, отдельных его потоков и учебных групп, с указанием изучаемых дисциплин и преподавателей, проводящих занятия.

Расписание очной формы обучения составляется на каждый семестр учебного года.

Расписание заочной формы обучения составляется на периоды зачетно-экзаменационных сессий в соответствии с календарным учебным графиком не позднее чем за 2 недели до начала зачетно-экзаменационной сессии.

В случае реализации образовательной программы с использованием дистанционных образовательных технологий местом проведения учебных занятий считается виртуальный аналог учебной аудитории.

2.20. Объем учебных занятий и практики не должен превышать 36 академических часов в неделю.

2.21. Учебная деятельность обучающихся предусматривает учебные занятия (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), самостоятельную работу, выполнение курсовой работы, практику, а также другие виды учебной деятельности, определенные учебным планом и календарным планом воспитательной работы.

2.22. Для всех видов учебных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут. Одно занятие включает, как правило, два академических часа (пара).

2.23. Перерыв между учебными занятиями (парами) составляет не менее пяти минут. В середине учебного дня проводится перерыв продолжительностью 40 минут.

2.24. Численность обучающихся в учебной группе не должна превышать 25 человек. Исходя из специфики курса учебные занятия и практика могут проводиться с группами обучающихся меньшей численности и отдельными обучающимися, а также с разделением группы на подгруппы. Университет и его региональные институты и филиалы вправе объединять группы обучающихся при проведении учебных занятий в виде лекций.

2.25. Освоение образовательной программы среднего профессионального образования, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождаются текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяются локальным актом университета.

2.26. Количество экзаменов в процессе промежуточной аттестации обучающихся не должно превышать 8 экзаменов в учебном году, a количество зачетов - 10. В указанное количество не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным учебным курсам, дисциплинам (модулям). Количество экзаменов и зачетов в процессе промежуточной аттестации при обучении в соответствии с индивидуальным учебным планом устанавливается данным учебным планом.

2.27. Освоение образовательных программ среднего профессионального образования завершается итоговой аттестацией, которая является обязательной.

Обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план, проходят итоговую аттестацию, при получении среднего профессионального образования по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования указанные обучающиеся проходят государственную итоговую аттестацию.

Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по образовательным программам среднего профессионального образования, выдается диплом о среднем профессиональном образовании, подтверждающий получение среднего профессионального образования и квалификацию по соответствующей специальности среднего профессионального образования.

Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, a также лицам, освоившим часть образовательной программы среднего профессионального образования и (или) отчисленным из университета и его региональных институтов и филиалов, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, установленному университетом.

Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего профессионального образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего профессионального образования. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

Документ об образовании, представленный при поступлении в образовательную организацию, выдается из личного дела лицу, окончившему образовательную организацию, выбывшему до окончания образовательной организации, а также обучающемуся и желающему поступить в другую образовательную организацию, по его заявлению. При этом в личном деле остается заверенная копия документа об образовании.

 

3. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СПО ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

3.1. Содержание среднего профессионального образования по образовательным программам и условия организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, a для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

3.2. Обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе ППССЗ по специальности СПО, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

3.3. Обучение по образовательным программам СПО инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.

3.4. Университетом созданы специальные условия для получения среднего профессионального образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Под специальными условиями для получения среднего профессионального образования по образовательным программам обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника)‚ оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в учебные корпуса университета и его региональных институтах и филиалах и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

3.5. В целях доступности получения среднего профессионально образования по образовательным программам, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются (при наличии таких обучающихся) специальные условия:

1) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

  • адаптация официальных сайтов образовательных организаций в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG):
  • размещение в доступных для обучающихся являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);
  • присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;
  • обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
  • обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку—поводыря, к зданию образовательной организации располагающего местом для размещения собаки—поводыря в часы обучения самого обучающегося;

2) Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

  • дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы. их размеры и количество необходимо определять с учётом размеров помещения));
  • обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

3) Для обучающихся имеющих нарушения опорно—двигательного аппарата, материально—технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения образовательной организации, a также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).

3.6. При получении среднего профессионального образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

С учетом потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в университете обеспечивается предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно c другими обучающимися, так и в отдельных кабинетах, группах.

Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе устанавливается до 15 человек.