Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам дополнительного профессионального образования – программам профессиональной переподготовки, повышения квалификации
Положение по созданию специальных условий при обучении по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации (профессиональной переподготовки) слушателями с ограниченными возможностями здоровья
ОДОБРЕНО Ученым советом СПбУТУиЭ « 30» сентября 2016 г. Протокол № 2/1/16
УТВЕРЖДАЮ Ректором СПбУТУиЭ О.Г. Смешко «30» сентября 2016 г.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту Положение) в Институте дополнительного образования (далее – Институт) частного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики» (далее – СПбУТУиЭ), его структурных подразделениях и региональных филиалах.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 09 ноября 2015 г. №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;
- Методическими рекомендациями Министерства образования и науки РФ от 08.04.2014 № АК-44/05вн по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса;
- Уставом Университета.
1.3. Понятия, используемые в настоящем Положении:
Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом их потребностей и индивидуальных возможностей.
Интегрированное обучение - совместное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, посредством создания специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
Итоговая аттестация – форма оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы.
Лицо с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования;
1.4. Обозначения:
СПбУТУиЭ – Частное образовательное учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики»;
Институт - Институт дополнительного образования
ОВЗ – ограниченные возможности здоровья;
ДПП - дополнительные профессиональные программы повышения квалификации (профессиональной переподготовки);
Индивидуальный план - индивидуальный учебный график обучения.
1.5. Под специальными условиями для получения образования слушателями с ОВЗ в настоящем Положении понимаются условия обучения таких слушателей, включающие в себя использование адаптированных образовательных программ и методов обучения, обеспечение доступа в здания СПБУТУиЭ и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ слушателями с ОВЗ.
2. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья
2.1. Создание специальных условий обучения для получения образования слушателями с ОВЗ осуществляется для лиц с ОВЗ с целью организации целенаправленного процесса по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями по образовательной программе.
2.2. Распоряжением директора Института/ директора филиала назначается лицо, ответственное за ведение приема, ознакомления с условиями обучения лиц с ОВЗ, а также сотрудник, ответственный за оказание технической помощи лицу с ОВЗ в процессе обучения, в том числе – оказывать помощь в общении с сотрудниками Института/ сотрудниками структурного подразделения/ сотрудниками филиала.
В помещениях, в которых будут находиться лица с ОВЗ, должно быть предусмотрено место для сотрудника, ответственного за оказание технической помощи лицу с ОВЗ в процессе обучения.
2.3. Все сотрудники Института и сотрудники филиала, отвечающие за реализацию дополнительных профессиональных программ, обязаны:
- соблюдать конфиденциальность со ставшими им известными данными о лице с ОВЗ при работе с ним;
- ответственно выполнять возложенные на них функции;
- соблюдать этические и моральные нормы.
2.4. Обучение лиц с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими слушателями (интегрированное обучение), так и в отдельных группах или в индивидуальном порядке с преподавателем, а также с предоставлением индивидуального учебного графика (Индивидуального плана) обучения.
2.5. При необходимости использования услуг сурдопереводчиков, тифлосурдопереводчиков, а также различных необходимых технических средств, в том числе дополнительных, которые могут отсутствовать, расходы на них могут быть учтены в стоимости обучения по соответствующей дополнительной профессиональной программе, пересчитанной для данного случая, или за счет заказчика, или в исключительных случаях – за счет средств СПбУТУиЭ.
2.6. Обучение лиц с ОВЗ осуществляется на основе дополнительных профессиональных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных слушателей.
2.7. При обучении лицам с ОВЗ предоставляются бесплатно учебники, учебные пособия, иная учебная литература, специальное программное обеспечение, в необходимых случаях – адаптированные для лиц с ОВЗ (в том числе анимационные учебные программы), а также при необходимости могут быть предоставлены (созданы) специальные условия для каждого конкретного случая.
2.8. При проведении обучения слабовидящих лиц с ОВЗ необходимые в каждом конкретном случае материалы увеличиваются до формата А3 с использованием оргтехники.
2.9. Для лиц с ОВЗ, с их письменного согласия, может проводиться индивидуальное обучение, в том числе по индивидуальному учебному графику (Индивидуальному плану) обучения.
2.10. Лица с ОВЗ имеют возможность продолжать работу с материалами в любое удобное для них время, а также в любое удобное для них время получать консультации преподавателей, в том числе и дистанционно с использованием Информационно-коммуникационной сети Интернет.
2.11. При обучении для лиц с ОВЗ осуществляется сопровождение сотрудниками Института.
2.12. Для лиц с ОВЗ, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата, создаются специальные условия (адаптированное для обучения рабочее место).
2.13. Перечень специальных условия для обучения в Институте лиц с ОВЗ по дополнительным профессиональным программам утверждается распоряжением Директора Института/директора филиала.
3. Порядок проведения итоговой аттестации для выпускников из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
3.1. Для обучающихся из числа лиц с ОВЗ итоговая аттестация проводится Институтом с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких выпускников (далее индивидуальные особенности).
3.2. При проведении итоговой аттестации обеспечивается соблюдение следующих общих требований:
- проведение итоговой аттестации для лиц с ОВЗ в одной аудитории совместно с выпускниками, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для выпускников при прохождении итоговой аттестации;
- присутствие в аудитории сотрудника, оказывающего выпускникам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами комиссии);
- пользование необходимыми выпускникам техническими средствами при прохождении итоговой аттестации с учетом их индивидуальных особенностей.
3.3. Дополнительно при проведении итоговой аттестации обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий выпускников с ОВЗ:
а) для слепых:
- совместно с сотрудником, ответственным за оказание технической помощи лицу с ОВЗ в процессе обучения, подготовить в необходимом количестве черновики (при необходимости- из расчета по десять листов для письма по систем Брайля на каждое лицо с ОВЗ, если будет использована система Брайля);
- подготовить посадочное место для работы тифлопереводчика (в случает, если будет необходим перенос ответов слепых участников итоговой аттестации на какие-либо специальные бланки и т.п.);
б) для слабовидящих:
- выпускникам для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
- задания для выполнения оформляются увеличенным шрифтом или путем масштабирования до формата А3.
в) для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи:
- подготовить в необходимом количестве правила по заполнению аттестационных тестов,
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания надиктовываются сотруднику, ответственному за оказание помощи лицу с ОВЗ.
3.4. Выпускники не позднее чем за 10 дней до начала итоговой аттестации подают письменное заявление о необходимости создания для них специальных условий при проведении итоговой аттестации.