Образцов И.Ю. - о патриотизме

14.04.2017
В литературе ключевое значение имеет точность, как в математике или экономике. А определение значений для слов, понятий и терминов - это то, что роднит литературу с юриспруденцией. В конце концов, в основе всех этих видов человеческой деятельности лежит язык.

Патриотизм как особое эмоциональное переживание своей принадлежности к родному языку

Образцов Иван Юрьевич

член Высшего совета Алтайского отделения Союза писателей России, редактор отдела «Молодая литература» официального издания Бийского отделения Союза писателей России литературного журнала «Огни над Бией», член Союза писателей России

В литературе ключевое значение имеет точность, как в математике или экономике. А определение значений для слов, понятий и терминов - это то, что роднит литературу с юриспруденцией. В конце концов, в основе всех этих видов человеческой деятельности лежит язык.
Так как мы все причастны к языку через речь или в момент взаимодействия друг с другом через написание текстовых сообщений, то именно эта наша взаимосвязь, на мой взгляд, и есть та точка сборки, о которой стоит сегодня поговорить.
Всё-таки мы можем ходить или не ходить на митинги, покупать продукты в магазине или жить своим фермерским хозяйством, но не участвовать в жизни языка мы не можем.

Каждый раз, когда сегодня возникает в обсуждениях тема патриотизма, то довольно легко можно проследить определённую инфляцию, которую понятие патриотизм претерпевает в умах современников. Инфляция эта не столько обесцененность, сколько растиражированность образа патриота до неких внешних признаков. То есть, значение патриотизма нисколько не снижается как значение, но происходит подмена этого значения. Примат формы над содержанием является следствием слишком рьяных попыток навязать не патриотизм сам по себе, как внутреннее переживание индивида, а его сурогат в виде имеджевого образа патриота.
Рейтинг такого типа записных «патриотов» растёт с той стремительностью, с которой снижается чувство патриотизма в обществе и в каждом члене нашего гражданского общества.
Быть патриотом и казаться им - это принципиально разные вещи. Разность здесь довольно серьёзная и дело вовсе не в личных заблуждениях отдельно взятых людей. Дело совсем в другом - в последствиях таких подмен «быть» на «казаться». Разводить истерики по этому поводу настолько же бесполезно, как если бы мы с помощью истеричных выкриков на улице пытались успокоить плачущего ребёнка. Так вот, чтобы не разводить истерик и не устраивать рейтингово-театрализованных склок и споров, достаточно разобраться - а что, собственно, означает слово патриотизм и что значит быть патриотом?
В словарях мы найдём такое определение: патриотизм (от греч.) -  соотечественник, отечество.
А один из определяющих принципов патриотизма, помимо таких широко употребляемых, как любовь к родине, защита своего дома и бережное отношение к природе, это особое эмоциональное переживание своей принадлежности к родному языку.
Здесь мы немного отступим и вспомним одно важное дополнение к теме. Как правило, в противоположность «патриоту» ставится «человек мира». «Человек мира» или иногда «космополит» позиционируется, как что-то более широкое, более свободное и привлекательное. Попробуем внимательнее рассмотреть не просто клишированный образ космополита, а истинные значения такого самоопределения.
Вот здесь, пожалуй, и можно проследить одно из фундаментальных противоречий, которое кроется в понятии «человек мира». Это противоречие языковое, причём языковое не только в буквальном смысле, как невозможность человека быть понятым одинаково на всех языках мира одновременно, но и как невозможность привести к одному языку весь мир. Конечно, есть множество языков международного общения, но мы сейчас не об этом, мы о возможности человека реализовать свои замыслы максимально точно и полно.
Довольно очевидно, что максимально полно тебя поймёт только соотечественник, тот, чей родной язык является родным и для тебя. Кажущаяся широта и свобода «человека мира» довольно противоречива. Но если мы обратимся к смыслу понятия «патриот», то обнаружим, что там такое противоречие отсутствует. Более того, разобравшись в смысле слов, мы вдруг совершенно неожиданно обнаружим множество дополнительных интересных несоответствий, которые совершенно упускаются при поверхностном взгляде. Например, окажется, что «человек мира» имеет минимальную степень свободы, тогда как «патриот» потенциально максимально свободная личность. Это очень важное замечание, с помощью которого мы попробуем понять главные, основополагающие законы успешного существования страны, нации и каждого носителя национального языка.
Выше мы уже упоминали такой признак патриотизма, как особое эмоциональное переживание принадлежности к родному языку. Собственно, а есть ли у нас возможность это переживание не испытывать, и если мы его не испытываем, то что теряем и почему это так важно при идентификации себя, как патриота своей родины? Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал: «Страна — это единство народа, природы и культуры». И это очень простые слова. Но они описывают, пожалуй, единственно возможные скрепы, которые соединяют людей внутри общества и дают возможность в этом обществе жить и идентифицировать себя как личность полноценную, личность, осознающую основные законы взаимодействия с культурным кодом, личность, способную в этом пространстве жить, работать и создавать нечто большее, чем серые будничные переживания. Сегодня это взаимодействие имеет в разы большие возможности благодаря развитию средств коммуникации. Но для того, чтобы этот инструмент приносил развитие, необходимо владение языком - текст и речь никуда не делись и остаются единственным посредником между людьми. Совершенно не важен механизм передачи информации, намного важнее, что информация передаётся через язык, а работа с текстом по силе воздействия на своё личное будущее и будущее страны практически приравнивается к самым передовым военным разработкам.
Писатель Варлам Шаламов сказал ещё в середине прошлого столетия, что «для нынешнего времени описаний мало. Новая проза – это само событие, сам бой, а не его описание. То есть, — документ, прямое участие автора в событиях жизни». Обратите внимание на связь текста и участия в событиях жизни. Эта связь не случайна и вполне очевидна для внимательного к своей жизни человека. Личный успех здесь непосредственно связан с успехом национальным, так как упадок национальных ценностей (а язык - это главное наше достояние), так вот, упадок национальных ценностей приводит к упадку языка и фактически обязанность каждого адекватного человека отстаивать и сохранять родной язык как поле для максимальных возможностей. В этом заключается смысл одного из определений патриотизма как особого эмоционального переживания своей принадлежности к родному языку.
Родину не выбирают, и это правда, также как не выбирают родной язык. Родина и язык - это то, что принадлежит каждому из нас по праву рождения и с этим просто глупо спорить. Если распределение материальных благ может быть совершенно несправедливым, то с родиной и языком ничего этого никогда произойти не может. И студент, и президент только по праву своего рождения получают совершенно безвозмездно и одинаково равно и родину, и язык. Другой вопрос, как мы этим распоряжаемся, насколько мы осознаём всю мощь инструмента, выданного нам даром и абсолютно каждому. Вот здесь и начинается истинное понимание того, что означает быть патриотом, и именно так можно, наконец, осознать все бесконечные возможности, которые открыты человеку на родине и в пространстве родного языка. Но вместе с этим приходит не только чувство свободы, но чувство ответственности за каждое сказанное слово, ведь наша речь имеет свойство передавать смыслы, которые влияют на окружающий мир и могут принести своему автору как бессмертие, так и бесславие. А где можно максимально быть понятым, если не у себя дома, в своей родной стране и среди носителей того же языка. Патриотизм -  это знание о том, что у тебя есть родина и страна.
«Человек мира», по сути, не имеет никакой страны и при всей кажущейся свободе, правда об этом состоянии выглядит намного проще. Быть так называемым «человеком мира», это тоже самое, что быть бездомным человеком, простите, бомжом. Уверен, что никому в здравом уме не хочется быть бомжом. Да ещё и бомжом немым, ведь у «человека мира» ещё и нет никакого общего со всеми языка. Надо быть честным и спокойно понять, что цена такой всемировой экспансии - это минимум возможностей реализовать свои замыслы и максимум несвободы. Вот и выходит, что при спокойном и вдумчивом рассмотрении именно патриот является максимально свободным человеком, а патриотизм - это понимание самых простых, но самых главных ценностей - родина и язык. В конце концов, национальный язык и географическая родина существуют уже не одно поколение, а в нашей национальной истории были и тираны, и гении, но эта наша история и наш язык, и они такие, какие есть. Кто бы ни пытался заявлять о ничтожности нашего прошлого, если он говорит это на родном русском языке, то, как минимум, является не умным человеком, как максимум - человеком злым. Потому что родина, как и язык, дали нам самое ценное, что можно дать - возможность жить и быть человеком. Это очень, очень важно знать, ведь быть предателем своей родины и языка совершенно невозможно для приличного человека. Разве можно оказаться по-свински неблагодарным ко всем тем трудностям и победам народа, которые привели к рождению каждого из нас. Да, именно так, оказывается, глобально мы связаны с родиной и иной связи просто не существует. То есть, это не просто слова, а буквальная констатация факта - каждый из нас является продолжением той российской истории, где и победы Александра Невского, и Бородинская битва, и Великая Отечественная, и полёт Юрия Гагарина. Сегодня только мы можем продолжить эту великую историю, больше попросту некому. Вот потому вопрос быть патриотом или не быть патриотом на самом деле совершенно не главный. Главный вопрос, двинем ли мы вместе эту махину России в будущее или станем теми ничтожными потомками, продавшими за пару палок колбасы и новый айфон всё - родину, язык, все поколения своих предков?
Знаете, если ТОТ свет существует, то я предпочитаю остаться патриотом, потому что мне, по крайней мере, не стыдно будет ТАМ посмотреть в глаза своему деду и его другу дяде Ване, которые были и на Курской дуге, и под Сталинградом, мне не будет, по крайней мере, стыдно посмотреть в глаза своему прадеду - потомственному казаку и Георгиевскому кавалеру. Но даже если бы я о них не знал, то всё равно предпочёл бы остаться патриотом, чтобы ТАМ было не стыдно смотреть в глаза хотя бы Юрию Гагарину. 
Думаю, что у каждого адекватного русского человека всегда есть это чувство причастности к великой истории и желание прожить свою часть этой истории достойно себя и своей страны. Одного этого уже достаточно, чтобы уважать наше общее достояние - язык и родину!