«Разрешите рассказать о Победе!»: Гулькин Иван Тихонович

08.05.2020
Студентка Татаркина Алина рассказывает о нашем земляке, летчике-штурмовике, Герое Советского Союза Гулькине Иване Тихоновиче: «Для своего сообщения я выбрала этого человека, так как в его честь названа улица в Барнауле, и она находится не так далеко от нашего института. Я решила, что наши студенты должны знать, в честь кого названа этого улица».

Иван Гулькин родился в городе Семипалатинске в 1922 году. Вскоре семья переехала в Барнаул, где он поступил учиться в 25-ю школу. После школы поступает учиться в аэроклуб, а в 1940 году - в Майкопскую авиашколу. В жестоких боях молодой летчик принял боевое крещение. «Если фрицы и дальше Сталинграда полезут, мне все равно жить незачем, а раз Сталинград отдавать им не будем, то буду драться насмерть», — писал он в письме домой. Трудно рассказать обо всех подвигах, которые совершил Иван Гулькин во время войны. Он совершал по 3-4 боевых вылета в день. Только за месяц боев на Белгородском и Харьковском направлениях совершил 62 боевых вылета. Немного больше года воевал он, но за боевые дела уже был представлен к званию Героя Советского Союза. До 500 солдат и офицеров, 26 танков, 112 автомашин с пехотой и грузами, 17 зенитных и артиллерийских батарей, 13 железнодорожных вагонов и много других объектов уничтожил Гулькин на своем "летающем танке". Ни рев зениток, ни вражеские, самолеты не останавливали бесстрашного летчика. «Я часто приходил домой, истыканный в крыльях, в колесах, несколько раз с перебитым управлением, с оторванным у самолета клочком тела, но… все 170 раз приходил домой». Немного больше года провоевал он, но за боевые дела уже был представлен к званию Героя Советского Союза. Война шла к концу. В марте 1945 года он не вернулся с боевого задания. Имя И. Т. Гулькина носит одна из улиц города Барнаула.

                                               ***

С ранних лет пробудилась у Ивана страсть к небу, он мечтал об авиации. В школе он строил авиамодели, руководил кружком, затем в 1940 году поступил учиться в Майкопскую авиационную школу. 4 января 1941 года был призван в Красную Армию. Он отлично окончил Майкопскую авиашколу и был оставлен при ней инструктором. Вскоре подаёт рапорт за рапортом с просьбой отправить его на фронт. Наконец, его просьбу удовлетворили. И с мая 1942 года молодой лётчик начал сражаться в боях Великой Отечественной войны на дальних подступах к Ленинграду, в составе 667-го штурмового авиационного полка.

Иван Гулькин смело сражался с численно превосходящей авиацией противника, штурмовал вражеские укрепления, прорывал линию обороны, громил подходившие резервы противника, уничтожал его технику и живую силу. Из района Андреаполя штурмовики могли наносить удары по вражеским укреплениям и тыловым базам неприятеля в Великих Луках, в Смоленске, в Ржеве. Но всё-таки радиус действия самолётов ограничивал эффективность применения авиации. К тому же не хватало аэродромов. Процент потерь среди лётчиков на Калининском фронте был высоким. Многие погибали после 2 — 3 вылетов. Противник располагал сильными средствами ПВО, при появлении наших штурмовиков сухопутные войска противника открывали огонь из всех видов оружия. Часто наши пилоты иногда приводили домой самолёты, искореженные до неузнаваемости. Гулькин тоже часто приходил домой на истерзанном «Иле», несколько раз с перебитым управлением.

С каждым днём росло боевое мастерство молодого лётчика, рос и его боевой счёт. В декабре 1942 года Гулькин награждается орденом «Красного Знамени». Здесь же, на Калининском фронте, он пересел на двухместный вариант самолёта Ил-2, но их было ещё мало. Ранее «Илы» были одноместными, без стрелка, прикрывающего заднюю полусферу и хвост самолёта. Однако, из-за недостаточной защищённости, потери стрелков были очень велики… Один из стрелков Гулькина был убит, трое ранены.

Иван Гулькин дрался за Старую Руссу, участвовал в ликвидации «Демянского котла». Летом 1943 года начались горячие бои на Курской дуге. В ходе оборонительного сражения под Курском, в короткий срок, наши войска измотали и обескровили ударные группировки противника, сорвали наступление врага и подготовили все необходимые условия для перехода в контрнаступление. Немецкие войска, потеряв десятки тысяч солдат и офицеров, сотни танков, самоходных и полевых орудий и много другой боевой техники, вынуждены были прекратить наступление и перейти к обороне. Важную роль в обороне под Курском сыграла и наша авиация. Командование наземных войск достойно оценило действия лётчиков, оказавших большую помощь сухопутным войскам в срыве вражеского наступления. В 1943 году Иван Гулькин участвовал в боях за Белгород и Харьков, Днепровский плацдарм и Кировоград. В 1944 году принял участие и в Корсунь-Шевченковской наступательной операции наших войск. Затем он участвовал в боях за Первомайск, Умань, дрался за Молдавию и на Румынской земле.

Вот письмо, написанное Иваном Гулькиным своему отцу 12 марта 1944 года, где описан один из его боевых вылетов: «Война пошла по графику. Намечено убить немца – убьёшь. Гоним его… Папа расскажу, как сегодня летал. Техника выполнения полёта тебе не интересна. А что сделал? Пришёл на их территорию. Ходил, ходил, в деревнях никого не видно. Одни бабы стоят, поразевают и смотрят. Потом случайно увидел – идут автомашины по грязи, тащатся тихо, не могу понять, кто это наши или немцы? Развернулся, смотрю, соскакивают и ложатся на землю в болотных куртках. Немцы. Ну и давай их поливать… Точно не сосчитаешь, сколько убил, скорость большая, но человек двадцать. Поодаль конники на подводах разбегаются. Прошёлся над ними, а мой стрелок как даст! Он вообще смышлёный парнишка. В другом месте штабные легковые машины стоят в куче. Этих — то уж не выпустил ни одного. По мне пулемётами били, две пули попали в машину, но это пустяки. Я их бомбами накрыл. Потом вижу два грузовика встали и люди упали с них на землю. Хотел выстрелить, но там были две бабы. Думаю не надо, мирные… И вернулся домой. Высота полёта была 30-50 метров, на земле всё хорошо видно. Много убил. Когда дома доложил об этом, даже сначала не поверили».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм младший лейтенант Гулькин Иван Тихонович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1462).

К ноябрю 1944 года Гулькин выполнил уже 170 боевых вылетов, уничтожив значительное количество живой силы и техники противника.

…Весна 1945 года. До светлого дня Великой Победы остаётся всего несколько месяцев. Но не всем суждено было дожить до этого светлого дня. 4 марта командир, он же штурман эскадрильи 141-го Гвардейского штурмового авиационного полка Гвардии капитан И. Т. Гулькин не вернулся из очередного боевого вылета. Это произошло в Германии, в районе города Лаубан.

К тому времени отважный лётчик-штурмовик выполнил около 200 успешных боевых вылетов, уничтожил: 26 танков, 112 автомашин с пехотой и грузами, 17 зенитных и артиллерийских батарей, 2 бомбардировщика Ю-87, 2 склада с боеприпасами, 2 склада с горючим, 6 автоцистерн с горючим, 10 дотов и блиндажей, 18 домов сильно укрепленных опорных пунктов, 13 железнодорожных вагонов и до 500 солдат и офицеров. Проведя более 20 групповых воздушных боёв, сбил 5 истребителей противника.

Земляки не забыли своего Героя. В школе №25 (ныне лицей №130 «РАЭПШ») и на доме, где он жил, установлены мемориальные доски. В 1960 году улица Гражданская переименована в честь Героя Советского Союза Гулькина Ивана Тихоновича.

Яндекс.Метрика