• Главная
  • Новости
  • Ученый года – 2021: «Студентов, заинтересованных в научной деятельности, становится все больше с каждым годом»

Ученый года – 2021: «Студентов, заинтересованных в научной деятельности, становится все больше с каждым годом»

10.02.2022
Своим мнением о междисциплинарном подходе к научным исследованиям в университете и заинтересованности студентов наукой поделилась победитель конкурса в номинации «Молодой ученый» Елена Середа.

Елена Александровна Середа – кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры лингвистики и переводоведения Института гуманитарных и социальных наук СПбУТУиЭ.

- Считается, что выпускники университетов более востребованы на рынке труда. Научная составляющая, которая в университетах развита больше, чем в других вузах, влияет на их квалификацию?

- Университет – это не только про получение теоретических знаний или практических профессиональных навыков, по большей части университет – это про умение читать, понимать и анализировать серьезную литературу, искать, находить и анализировать информацию, про умение мыслить, отделять важное от второстепенного. Поэтому однозначно выпускники университета отличаются более высокой квалификацией и широким спектром общих и общепрофессиональных компетенций, которые зачастую развиваются именно благодаря участию студентов в научной работе. Естественно, специалист с такими характеристиками имеет больше возможностей найти себе достойное место на рынке труда.

- Развитию вузовской науки в России в последнее время уделяется огромное внимание. Подход к научным исследованиям в нашем университете как-то изменился за последние годы?

- Считаю необходимым в первую очередь отметить междисциплинарный подход к научным исследованиям в нашем университете. Мне кажется, что одним из основных преимуществ стала возможность интеграции знаний, умений и навыков одной сферы науки и профессиональной деятельности с другими научными сферами. Без подобных процессов интеграции невозможен компетентностный подход в высшем профессиональном образовании.

Также отмечу, что научные исследования в последнее время стали более ориентированы на практическое их использование, что непосредственно связано с тем же междисциплинарным подходом.

Поскольку я работаю в университете с 2008 года, могу совершенно точно сказать, что сейчас он предоставляет большое количество возможностей для занятий научной деятельностью. Есть возможность выступления на конференциях различных уровней, начиная от внутриуниверситетского и заканчивая международным, есть возможность научных публикаций также различного уровня – от изданий, индексируемых РИНЦ, заканчивая изданиями, индексируемыми ВАК и WoS, Scopus. Подобные возможности предоставляются не только сотрудникам, но и студентам. То есть подход стал более академическим, фундаментальным и, самое главное, доступным каждому, кто желает себя проявить в научной деятельности.

- Как студенты используют эти возможности участвовать в научной деятельности, которые им предоставляет университет?

- С уверенностью могу сказать, что студентов, заинтересованных в научной деятельности, становится все больше с каждым годом. Я, конечно, с уверенностью могу говорить только про кафедру лингвистики и переводоведения, поскольку работаю здесь. Но однозначно, число ребят, которые приобщаются к науке, в течение учебы растет. Есть такие, которые начинают подобную деятельность на первом курсе и продолжают вплоть до конца четвертого курса бакалавриата. Более того, есть выпускники, которые продолжают интересоваться наукой и идут учиться в магистратуре. Мы стараемся поддерживать ребят в их научных рвениях, предлагая им участие в межвузовских студенческих конференциях, поскольку многие из них стремятся получить опыт научной дискуссии, хотят публиковать статьи в научных журналах и т.д.

Интересным представляется также тот факт, что студенты сейчас самостоятельно выбирают область своих научных интересов. За последние два-три года все больше ребят, которые сами предлагают темы для выступлений на конференциях и для последующих публикаций, таким образом, у нас есть возможность наблюдать непосредственный научный интерес среди студентов.

- Расскажите о сфере Ваших научных интересов. Она меняется со временем?

- Сфера моих интересов изначально была ограничена когнитивной лингвистикой, в частности, лингвокультурологией и фразеологией. Если в двух словах, то мои научные интересы лежали в плоскости взаимосвязи языка, культуры и мышления, то есть работы были посвящены отражению национального менталитета в языке. Однако, поскольку я работаю на кафедре лингвистики и переводоведения, сфера интересов стала расширяться и несколько трансформироваться. На данном этапе суть моих исследований – способы передачи и сохранения национально-специфической и культурно-специфической информации при переводе. Довольно длительное время я ограничивалась двумя языками – английским и русским, занималась сопоставлением языкового отражения мышления и культуры в двух языках. На данный момент мне хочется выйти из этих рамок и рассматривать с тех же позиций национально-культурную составляющую испанского народа через испанский язык. В принципе, я уже начала этим заниматься, планирую дальше работать в данном направлении и продолжать лингвокультурологические исследования на базе трех языков – английского, испанского и русского.