2 октября – День среднего профессионального образования

30.09.2022
В 2022 году в России впервые празднуют День среднего профессионального образования .Популярность среднего профессионального образования в нашей стране растет. По программам СПО сейчас учатся более 3,4 млн. студентов. Они получают самые современные прикладные знания и навыки от квалифицированных педагогов и мастеров производственного обучения.

Профессиональные учебные заведения в России были созданы по велению Петра I. Первые учебные заведения, предлагающие профессиональную подготовку – «школы навигацкая, артиллерийская, геодезическая, инженерная и медицинская», были открыты в стране в начале XVIII века. Перед ними была поставлена четкая цель — дать обучающимся профессиональные знания и умения для формирования в стране нового класса квалифицированных рабочих.

Точкой отсчета истории системы отечественного профессионального образования принято считать 14 января 1701 года, когда в Санкт-Петербурге открывается первая школа математических и навигационных наук.

Манифестом Александра I от 20 сентября 1802 года «Об учреждении министерств» в России вместо коллегий были образованы первые министерства, в том числе и Министерство народного просвещения, отвечающее за систему образования в стране,

Со второй половины XIX века Россия вступает в период промышленной революции. Существующие в тот период ремесленные училища не могли полноценно справиться с новыми вызовами. В 1868 году создается постоянная комиссия по техническому и профессиональному образованию, в стране начали открывать различные типы профессиональных и технических школ для всех слоев населения.

Одно из первых профессиональных учебных заведений в Петербурге создается в 1876 году при Путиловском заводе.

В 1888 году в России впервые законодательно устанавливают единую систему профессионально-технических учебных заведений: средние технические училища, низшие технические училища, ремесленные училища. 

После Октябрьской революции 1917 года в стране среднее профобразование стало элементом системы народного образования. 5 июня 1918 года принимается Декрет Совета Народных Комисаров РСФСР «О передаче в ведение Народного Комиссариата Просвещения учебных и образовательных учреждений и заведений всех ведомств».

 С 1920 года для работающей молодежи начала работу новая школа фабрично-заводского ученичества. 

В 1929 – 1939 годах профессиональные учебные заведения были перенесены в цехи базовых предприятий, упор в обучении был сдвинут на получение массовых рабочих специальностей.

2 октября 1940 года в стране создается единая централизованная система профтехобразования и принимается Постановление Совета Народных Комиссаров СССР «О призыве городской и колхозной молодежи в ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения» для привлечения всех социальных слоев в систему профессионального обучения.

В годы Великой Отечественной войны учебные заведения профессионально-технического образования подготовили 2,5 млн. молодых квалифицированных рабочих.

За 1959–1963 годы школы фабрично-заводского обучения и профессионально-технические учебные заведения, основанные на системе Государственных трудовых резервов СССР, были реорганизованы в профессионально-технические училища (ПТУ), срок обучения в которых зависел от сложности получаемой специальности.

К концу 60-х годов была начата реорганизация профтехучилищ в средние профессиональные учебные заведения, которые стали базовым типом профессиональных образовательных учреждений по всей стране.

В 1987 году профессионально-техническая система утратила свою самостоятельность –все училища вошли в состав Министерства общего образования.
Существенные изменения затронули систему профессионального образования после 1991 года, когда начала формироваться рыночная экономика и начал складываться новый рынок труда. 10 июля 1992 года вышел Федеральный закон № 3266-1 «Об образовании», который определил порядок дальнейшего функционирования системы образования в новой России. С этого момента система профессионально-технического и среднего специального образования постепенно начинает переходить в стадию регионализации, где главной своей задачей становится ориентация на рынок труда и запросы экономики региона. Переход системы НПО – СПО в подчинение регионов был реализован в несколько этапов.

В 2008-2012 гг. реформа системы управления профессиональным образованием была завершена. С этого времени федеральные органы государственной власти регламентируют государственную политику в сфере СПО, утверждение ФГОС, реализацию государственных целевых программ, установление перечня профессий и специальностей. Субъекты РФ отвечают за перспективы развития региональных систем СПО, реорганизации сети образовательных организаций, вопросы финансирования и административно-правового регулирования.

В 2007-2010 гг. начали появляться инновационные образовательные программы для подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена для высокотехнологичных производств.

В 2009-2014 гг. был реализован эксперимент по внедрению программы прикладного бакалавриата.

В 2016 году была создана Академия Ворлдскиллс, основанная для обучения преподавателей образовательных организаций с учетом стандартов Ворлдскиллс, а также подготовки экспертов с правом проведения чемпионатов и оценки демонстрационного экзамена.

В 2017 году в организациях СПО начинается проведение государственной итоговой аттестации с применением демонстрационного экзамена.

С 2022 года запущен новый Федеральный проект «Профессионалитет», направленный на то, чтобы максимально приблизить уровень образования учащихся колледжей к потребностям рынка, а также на модернизацию профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.

 Фотоматериалы использованы с сайта