• Главная
  • Новости
  • Навстречу Году педагога и наставника. Алексей Аристов: «Миссия преподавателя – развитие личности»

Навстречу Году педагога и наставника. Алексей Аристов: «Миссия преподавателя – развитие личности»

19.10.2022
О том, как важна честность в отношениях со студентами, увлеченность своей работой, редакции рассказал доцент кафедры лингвистики и переводоведения Алексей Аристов.

- Алексей Юрьевич, как давно Вы работаете в университете? Расскажите о Ваших первых впечатлениях о вузе, о студентах?

- В Санкт-Петербургском университете технологий управления и экономики я работаю с 2011 года. Пригласила меня Елена Михайловна Меркулова, которая тогда была заведующей кафедрой. Я знал ее публикации. И читал научные статьи Ларисы Дмитриевны Бондарь, которая и сейчас работает на кафедре. Так что первое впечатление было однозначно положительным: я буду с ними работать!
Студентов тогда было не так много, сейчас в разы больше. Но студенты были хорошие, начиная с самой первой моей группы. Целеустремленные – знали, зачем поступили, и чего хотят получить во время учебы.

Я сам не из Санкт-Петербурга, и студентов было много из других регионов. Мне еще и поэтому было интересно с ними общаться.

- Волнуетесь ли Вы перед первой встречей с новыми учениками? Как Вы оцениваете сегодняшних студентов?

- Да, волнуюсь. Правда, разница в возрасте с ними у меня все больше, а потому и волнения становится меньше.
Расстраивает, что некоторым ребятам просто нужен диплом, специальность для работы, а образование в широком его понимании – ведь университет дает такой пласт разных знаний, расширяет кругозор, помогает социализироваться, их не интересует.
Но, с другой стороны, не было года, чтобы не было со стороны студентов положительного отклика. В этом году студенты четвертого курса хотят организовать литературную студию. Они подошли и предложили, это их идея. Кто-то из них сам пишет, кто-то переводит, они хотят все вместе обсуждать свои литературные опыты.

- С кем интереснее общаться, кому интереснее преподавать – первокурсникам или тем, кто уже проучился 2-3 года?

- Интересно преподавать и тем, и другим. Специфика, конечно, разная. Первый курс – это еще практически дети, местами забавные, открытые всему. А к четвертому курсу они, конечно, меняются: взрослеют, становится видно, какие у них цели. Они уже не пытаются обмануть сами себя.

- Алексей Юрьевич, как Вы видите миссию преподавателя в современном университете? Что, кроме знаний, педагог должен вложить в своих учеников?

- Миссия преподавателя – развитие личности. Личности, которую не сломают перипетии жизни, которая сумеет сохранить себя.

Я для себя выделил бы две идеальные формы работы, но одна из них – совсем утопическая, связанная с полным отсутствием формализма (когда учатся только для диплома). Более реалистичный идеал – когда цель не просто диплом, когда имеет значимость приобретение знаний, работа, когда и студенты и преподаватели этой работой заинтересованы.

Я рад, что на нашей кафедре лингвистики и переводоведения подобрались люди, которые увлечены тем, что делают.

- Были ли в Вашей жизни педагоги, которые повлияли на Ваш выбор, стали для Вас примером?

- Каждый учитель все равно так или иначе был примером. Какими я хочу видеть свои занятия, как я общаюсь – многое взято от них, они повлияли на мое мировоззрение.

А учитель с большой буквы для меня – мой научный руководитель Светлана Петровна Анохина. Она меня покорила своей увлеченностью, честностью, человечностью.

- Честность в отношениях со студентами – это важно. А делаете им поблажки?

- Если человек не хочет учиться, не выполняет задания – это его проблемы. Они должны сами понимать, чего стоят и чего хотят. Не люблю, когда студент сам ни к чему не стремится, а баллы хочет высокие. Их заработать надо. Того, кто стремится, но чего-то не понимает, можно и нужно поддержать, помочь. 

Честность в отношениях со студентами играет большую роль. Не люблю из себя перед ними что-то изображать. Это как раз к вопросу о формировании личности, нового поколения: ведь мы же сами его воспитываем, и от нас тоже зависит, каким оно будет.