#Люди как люди: маршруты помощи

09.04.2024
6 апреля 2024 года в Санкт-Петербургском университете технологий управления и экономики в рамках VIII Всероссийского инклюзивного фестиваля #Люди как люди прошел круглый стол «На шаг ближе: маршруты помощи детям с РАС».

На круглом столе состоялся обмен накопленным опытом реализации проектов помощи детям с расстройством аутистического спектра, обсуждались возможности их социальной адаптации и самореализации путем вовлечения в культурные, познавательные, творческие и развивающие мероприятия, а также развитие активной гражданской позиции обучающейся молодежи посредством включения в инклюзивные проекты.

В работе круглого стола приняли участие представители Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Санкт-Петербургского государственного университета, Русского музея, Санкт-Петербургского государственного технологического института (Технического университета), Национального исследовательского университета ИТМО, Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева, ГБОУ СОШ № 565 Кировского района Санкт-Петербурга.

«Мы рады вас приветствовать на нашей площадке, в третий раз в рамках фестиваля «Люди как люди» мы выступам в качестве региональной площадки и проводим мероприятие «Счастливый взгляд», - обратилась к участникам круглого стола первый проректор СПбУТУиЭ Светлана Авдашкевич. – Сегодня в университете собрались как дети, так и взрослые – родители, педагоги, эксперты, волонтеры. Мы собрались для общения, новых знакомств, обмена практиками, обсуждения проблем адаптации детей с расстройством аутистического спектра, вопросов социализации. Отрадно, что мы чаще встречаем особенных детей, людей, мир становиться открытым и может стать еще добрее, ведь адаптационные мероприятия для таких ребят– это мостик к полноценной жизни в обществе. Нельзя не отметить участие студенческой молодежи в таких программах».

Модератором круглого стола выступила заведующая кафедрой педагогики и психологии СПбУТУиЭ Ирина Ткачева. Она отметила, что региональная площадка фестиваля открыта в 2021 году. Данная инициатива университета ответственна и по особой категории участников – это дети с особенностями развития, их родители и педагоги, и по содержанию самой программы. Кафедра изучила особенности детей с РАС в сотрудничестве со специализированными школами, приступила к разработке социального проекта силами преподавателей и волонтеров-студентов СПбУТУиЭ, который включал культурно-познавательный, творчески-развивающий маршруты для лиц с РАС. «Мы надеялись и надеемся, что реализация данного проекта позволит больше узнать нашей обучающейся молодежи о проблемах людей с ограниченными возможностями и дискомфорте жизни данной группы людей в обществе; научиться здоровым людям деликатности, терпимости, пониманию своих сверстников с ограниченными возможностями здоровья; помочь преодолеть социальную изолированность детей с РАС в социуме и снизить их дефицит общения; получить возможность приобрести друзей среди здоровых сверстников», - пояснила Ирина Александровна.

Она также отметила, что для педагогов и наших студентов-волонтеров эта социальная инициатива представляется очень ответственной деятельностью.

На круглом столе специалисты обратили особое внимание на важность диагностировать аутистические расстройства в как можно более раннем возрасте, что дает больше возможности для дальнейшего лечения и адаптации. В частности, такими практиками и примерами поделилась заместитель директора по учебно-методической работе Центра комплексной реабилитации детей «Наш солнечный мир» Ольга Фроловская.

Об этом, а также о том, что отсутствие официального подтверждения диагноза препятствует интеграции таких детей в инклюзивное образовательное пространство, в своем выступлении говорила Елена Войлокова, заместитель директора ресурсного учебно-методического центра Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Она обратила внимание на важность родительского участия и принятия этой проблемы как можно раньше, на нехватку квалифицированных кадров и пояснила причины, по которым детские дошкольные и школьные учреждения не могут взять необходимых специалистов в свой штат. Чтобы такие специалисты, как дефектологи, логопеды, социальные работники были в штате учреждений, диагноз у детей должен быть подтвержден специальной комиссией, и это – забота родителей. Кроме того, важно и самих родителей обучать тому, как правильно развивать своего особенного ребенка. Елена Войлокова поделилась успешными практиками и успехами воспитанников. 

Своим опытом работы поделилась Ольга Цунина, программный директор, психолог ОРО МОО «Равные возможности», старший преподаватель Орловского государственного университет имени И. С. Тургенева. Рассказывая о том, какие формы работы используются этой общественной организацией и об успехах детей, Ольга подчеркнула, что «ограничения существуют в головах взрослых, а у детей ограничений нет». 

О сложностях обучения детей с РАС в обычных массовых школах, а также о сложностях в адаптации в вузе после домашнего обучения, на которое они вынужденно переходят, рассказала директор Центра инклюзивного образования Санкт-Петербургского государственного университета Светлана Берсенева. Она пояснила, что, даже получив хорошее среднее образование, они остаются ограниченными в социальных контактах, поэтому, поступив в вуз, не могут полноценно влиться в университетскую среду. Она убеждена – таким людям необходимо индивидуальное сопровождение, особенно на первых этапах, работу по помощи перехода от школьной к вузовской жизни нужно проводить более системно. Светлана Анатольевна и ее коллега Юлия Миланич, доцент кафедры медицинской психологии и психофизиологии рассказали о разработанном в университете адаптационном курсе для всех первокурсников. Это помогает молодым людям понять, что рядом с ними могут находиться сверстники со своими особенностями, и отнестись к ним с большим пониманием, а тем, кому действительно нужна помощь, очень осторожно дают информацию, как и где ее можно получить. Были также подняты вопросы решения некоторых проблем на законодательном уровне.

Куратор инклюзивных программ Русского музея Альфия Шагеева поделилась опытом проведения арттерапии для детей, рассказала, как в музее работают группы поддержки родителей, школа волонтеров.

Янина Усанина, педагог-психолог ГБОУ СОШ № 565 рассказала о такой практике, как работа детей в профессиональных мастерских, о том, что педагоги помогают в дальнейшем трудоустройстве своих выпускников, стараются отслеживать их дальнейшую судьбу.

Об уникальном проекте «Формула свободы» для людей с ДЦП рассказал помощник депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Елены Раховой, член профильной комиссии по туристской индустрии, вице-президент Федерации водно-моторного спорта России Петр Пылаев.

Как отметили Светлана Авдашкевич и Ирина Ткачева, очень важно, что к работе круглого стола были привлечены студенты-волонтеры, которые создают свои социальные проекты в области инклюзии. Опытом работы волонтерской группы на «Счастливом взгляде» поделились студентки СПбУТУиЭ Кристина Рожкова и Диана Гаран, о социально-творческом проекте «Дизайн Смысла», направленном на работу с социально уязвимыми группами, рассказали Кирилл Шешуков, магистр Национального исследовательского университета ИТМО, и Тимофей Слинкин, руководитель волонтерского движения, студент Санкт-Петербургского государственного технологического института. О своей работе рассказали также студенты Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна волонтеры Вера Шарапова и Аркадий Аладдин. Студенты волонтеры проходят обучение в РУМЦ на специализированных программах, участвуют в социальном проектировании, слетах.

Кстати, после завершения круглого стола молодые люди смогли поговорить в неформальной обстановке, обменяться контактами для дальнейшего сотрудничества. К сотрудничеству пригласила и педагог-психолог Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна Ольга Борцова.

Ирина Касацкая, специалист по учебно-методической работе ресурсного учебно-методического центра Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена рассказала студентам-волонтерам о возможности пройти на их базе курсы обучения инклюзивного волонтёрства и предложила принять участие в мероприятиях центра.

Подводя итоги круглого стола, первый проректор СПбУТУиЭ Светлана Авдашкевич выразила уверенность, что позитивное взаимодействие студентов и детей с РАС на основе познавательных и творческих мероприятий, обмен опытом и практиками среди специалистов будет способствовать пополнению совместного общественно значимого социального опыта.

 

Галерея